Арт-консультирование – распространенный и доступный способ психологической работы, ориентированной на внутренний потенциал здоровья и силы. Термин «арт» в последнее время широко применяется во многих областях и переводится как искусство. Нас же арт-консультирование будет интересовать как один из основных методов психокоррекционной работы с детьми.
Влияние искусства на личность малыша и подростка колоссально, его эстетические функции оказывают положительное воздействие на эмоциональное, когнитивное, личностное развитие ребенка. Часто школьник, увлекаясь каким-либо видом творчества, становится другим – более ответственным, целеустремленным, активным, с упорством преодолевает трудности в освоении техник, в поиске новой идеи. Чем же отличаются уроки художественного творчества, лепки, конструирования от психологических коррекционных занятий, на которых ребенок рисует, клеит, вырезает?
Искусство является своеобразным «мостом» для сближения взрослого и ребенка, способом развития их отношений. Ребенок ждет от первой встречи с психологом чего-то неопределенного, это может вызывать тревогу, страх. Включившись в процесс рисования или лепки, он начинает чувствовать себя в безопасности: ситуация поддается его контролю, общение происходит на доступном ему языке.
В психологическом процессе огромную роль играет то, что искусство служит универсальным способом выражения чувств и настроений. Детское творчество передает картину мира ребенка, в то же время является и способом ее преобразования. С помощью простых инструментов, красок, бумаги, пластилина внутренние переживания обретают внешнюю форму. Это дает возможность малышам и подросткам увидеть проблему со стороны, освободиться от негативных чувств, изменить ситуацию.
Материал, используемый в арт-консультировании, разнообразен. Это глина, тесто, песок, картинки, краски, фотографии и многое другое. У каждого материала свое значение, свой смысл. Так, различная бижутерия, бусинки, пуговицы, веревочки, тряпочки могут стать для малыша воплощением его тайн и сокровищ. Природные материалы используются наравне с теми, что созданы человеком, каждый из них имеет свое предназначение для ребенка. Активное включение в композиции камней, листьев, орехов, ракушек дает возможность почувствовать жизненную силу, гармонию с природой.
Однако материалы – это только средство, инструмент. Психолог играет роль проводника, своеобразного «переводчика», который помогает ребенку понять свои чувства, преодолеть стереотипы мышления, найти нестандартное решение, творческий подойти к проблеме. Специалист индивидуально подбирает для каждого психологический инструментарий и материалы.
Пластилин и глина порой незаменимы при работе с агрессивными детьми. Усилия, которые приходится прикладывать при формировании фигур из данного материала, помогают детям и подросткам преобразовать агрессивные импульсы, направить их в мирное русло. При этом пластичность материала дает ощущение безопасности: позволяет не только разрушить созданное, но и восстановить.
Составление коллажей из картинок, вырезанных из журналов, альбомов и книг, подходит как для индивидуальной, так и для групповой работы, и особенно актуально для неуверенных ребятишек, которые боятся соприкоснуться с собственными переживаниями. У психолога имеются готовые картинки, из которых предлагается создать композицию, а потому не нужно подбирать краски, задумываться о цвете и форме образов. Но подбор картин и контуров, порядок их расположения на листе будет неслучаен и подскажет психологу, как лучше помочь своему клиенту. Важно и то, как ребенок обращается с результатами своего творчества: недовольство своими рисунками (рвет или выбрасывает их, мнет, зачеркивает) часто является сигналом внутреннего дискомфорта.
Арсенал изобразительных «терапевтических» материалов обширен: акварель и гуашь, цветные карандаши, пастель и восковые мелки. Художественные навыки при этом не имеют значения, главное желание – выразить на бумаге мысли и чувства. Цвет, форма, линия, объем обладают своими символами. При этом очень важно знать, какой смысл вкладывает в изображение «художник». Ведь у каждого своя картина мира и свое отношение к цветам и краскам. Для одного человека красный цвет означает боль, несчастье, а для другого ассоциируется с победой. Материалом служит и сам «холст художника» – белый лист. Ведь это то пространство, на котором ребенок или подросток строят свой мир по собственному желанию: кто-то выбирает небольшой клочок бумаги, кто-то требует ватман, кто-то тщательно вымеряет размеры, а кто-то отрывает края листа, делая их неровными. Важное значение имеет групповой рисунок, он помогает соотнести собственные потребности с желаниями других, согласовать свои действия с окружающими.
Арт открывает дорогу к внутренним ресурсам человека, помогает психологам и родителям отыскать двери в волшебный мир детства, лучше понять и узнать ребенка.

В. Провоторова