Игровой деятельности ребенка уделяли большое значение такие известные психологи, как З. Фрейд, М. Клейн, Д. Винникот, Ж. Пиаже, Э. Эриксон и многие другие. Такой интерес неслучаен, ведь игра является основной деятельностью малыша, естественным способом его самовыражения. С ее помощью он познает мир, растет и развивается. Мышление ребенка образно и конкретно, поэтому игра и манипуляция с различными предметами помогает ему осмыслить действительность. Благодаря игре маленький человечек учится понимать себя и окружающий мир.

Игра является средством, помогающим установить контакт с ребенком. Игровые техники выступают в детской психотерапии как ведущий или, по крайней мере, как вспомогательный инструмент. Арсенал игровых методик разнообразен и предназначен как для индивидуальной, так и групповой работы. Мы успешно используем их в наших детско-родительских тренингах. Да и как помочь ребятам и взрослым наладить контакт друг с другом как не через игру? Именно она помогает родителям лучше понять своих детей, оживить своего «внутреннего ребенка», получить доступ к глубинным ресурсам, заложенным в психике и скрытым в «детских» переживаниях.

Пространство игровой комнаты – сказочная территория для любого малыша. Полки заняты сюжетно-ролевыми игрушками, строительными наборами, музыкальными инструментами. В игровой комнате разрешено практически все – бегать, прыгать, кричать. Пресекается только разрушительная деятельность – нельзя наносить вред себе и окружающим и ломать игрушки. Попадая сюда впервые, дети ведут себя по-разному. Уже на первом этапе психолог может предположить, какой характер у ребенка, насколько он замкнут, общителен, чего-то боится или чересчур агрессивен. Кто-то осторожно осматривается, ходит по комнате, изучая игрушки, мебель. Кто-то сразу выбирает себе уголок и тихонько сидит там все занятие, перебирая кубики или разглядывая машинки. А есть ребятишки, которые врываются в игровую комнату, как маленькое торнадо. Им нужно все и сразу, заглянуть в каждый уголок, перетрогать все игрушки. Задача психолога – понять, что за проблема скрывается за поведением мальчика или девочки и в соответствии с этим выстроить линию поведения. Возможно, для решения проблемы понадобятся дополнительные игрушки, а может быть, на данном этапе стоит начать песочную терапию, а затем вновь вернуться к игровой.

Очень важным моментом в игровой терапии является готовность психолога принять ребенка таким, какой он есть, с любыми недостатками и проблемами. Важно, что человек рядом внимательно наблюдает и готов подержать в любом начинании. При этом психолог должен быть честен в проявлении своих чувств, искренне заинтересован в маленьком человечке. Обмануть ребенка не удастся, дети безошибочно чувствуют фальшь и пойдут на контакт со специалистом, только если поймут, что действительно ему не безразличны.

В игровой комнате с помощью психолога ребенок учится использовать свой внутренний потенциал и творчески подходить к решению проблем. Игровая терапия помогает в решении многих задач – справиться со страхом, скорректировать взаимоотношения со сверстниками, снизить агрессивность, улучшить эмоциональное состояние, пережить стрессовую ситуацию. Хороших результатов можно достигнуть при работе с парой – мама и сын (дочь), слишком привязанный (привязанная) к маме. Вам знакома такая ситуация: маме необходимо оставить ребенка в садике, с няней или бабушкой, но малыш ни за что не хочет ее отпускать, плачет навзрыд. Когда данный этап затягивается, сложности возникают и у мамы и у детей. С помощью специальных игр родитель и ребенок могут безболезненно преодолеть процесс разделения, научиться отпускать друг друга.

Незаменима игровая терапия и при групповой работе с детьми различного возраста. Ведь даже подростки охотно включаются в предложенные упражнения. Также в нашей практике успешно используются семейные игры для гармонизации отношений в семье, деловые и профессиональные игры для студентов и взрослых, планирующих карьеру, развивающие игры для дошкольников и учащихся младших классов. Разнообразие методик позволяет использовать их в различных областях и добиваться стойких положительных результатов.

В. Провоторова