Права и обязанности – извечные споры детей и родителей. Наверное, этот вопрос в воспитании является самым болезненным на протяжении всего взросления и особенно остро проявляется в подростковом возрасте. На наших совместных тренингах эта тема волнует и взрослых, и детей. Зачастую дети хотят отвоевать для себя побольше прав, а родители стремятся передать детям часть собственных обязанностей. Им сложно прийти к взаимопониманию, ведь при ближайшем рассмотрении каждая из сторон оказывается по своему права. Да и ситуации бывают разные. Как, например, реагировать дочке, за которой мама до 14 лет убирала постель и стирала белье, а потом вдруг решила, что теперь дочь будет делать это самостоятельно? Или как быть ребенку, которого с детства загружают домашними хлопотами? Немудрено, что, глядя на сверстников, беззаботно проводящих время во дворе, мальчик начинает бунтовать и сбегать на улицу.

Как же устанавливать обязанности? Для того, чтобы обязанности принимались ребенком, их необходимо постепенно вводить с ранних лет. Они развивают самоконтроль и чувство ответственности, дают ощущение собственной полезности, необходимости другим. Однако принуждение к обязанностям приводит к ссорам, которые плохо отражаются и на детях, и на родителях, подрывают теплоту отношений. Поэтому обязанности важно устанавливать на основе совместного договора.

Побеседуйте с ребенком. Расскажите о том, что у каждого человека есть права и обязанности. Так, дети обладают правом учиться, правом на жилье, одежду, пищу, родительскую заботу и многое другое. Наряду с правами существуют и обязанности. В чем-то они общие у всех людей, но все же в каждой семье свои правила. В иных семьях домашние обязанности подразделяются на «мужские», такие как ремонт техники, вынос мусора и «женские» – мытье посуды, приготовление пищи. А в других обязанности разделяются, исходя из занятости ее членов. А может быть в вашей семье принято мыть посуду по очереди, а уборкой занимаются все вместе на выходных? Важно учитывать, что это не нравоучительная беседа, а доверительный разговор.

Следующий шаг: составьте примерный список обязанностей ребенка в соответствии с его возрастом, исходя из его возможностей. Так, нелепо будет ожидать от четырехлетнего ребенка идеально вымытой за собой посуды. Предоставьте ребенку выбор. Дело должно вызывать у него интерес, а не навязываться взрослыми. Ведь нередко родители стремятся переложить на ребенка те обязанности, которые неприятны им самим. Ответьте себе честно – насколько это справедливо по отношению к ребенку? В установлении обязанностей, как и в любом другом деле, необходимо знать меру. Вводите обязанности постепенно и помните о том, что так или иначе у ребенка должно оставаться время на себя. Ведь если домашние дела поглотят его с головой, то останется ли у него желание на их исполнение.

Вот два примера из нашей практики – две «крайности» в установлении обязанностей. К нам обратилась мама четвероклассника – ребенок ничего не может сделать сам: портфель в школу ему помогает собирать мама, так как он забывает дома тетради, ручки; не может самостоятельно выбрать какую одежду одеть в школу или на улицу. При разговоре с мамой выяснилось, что она так же недовольна и мужем: «Приходится нести на себе весь груз домашних обязанностей, принимать решения за семью». При ближайшем рассмотрении оказалось, что женщина сама нагружает себя обязанностями. В другой семье, наоборот, мать, погруженная в собственные переживания по поводу развода, запустила домашнее хозяйство. Однако бардак удручал ее, и она нагрузила непосильными обязанностями двух своих дочерей, требовала, чтобы они справлялись самостоятельно с разделением и выполнением обязанностей. В результате и без того напряженные отношения между дочерьми переросли в тяжелый конфликт, разрешать который оказалась куда труднее, чем распределить и контролировать выполнение обязанностей детей.

К сожалению, такие примеры встречаются не так уж и редко. Если эти истории напоминают вам отношения в вашей семье – срочно беритесь за исправление ситуации. Разделяйте обязанности с ребенком, чтобы он чувствовал ваше участие и ощущал важность сделанного, иначе ему будет казаться, что на него спихнули ненужную и неприятную работу. Помните, что важно оставаться участником процесса, самоконтроль формируется постепенно и малышу или подростку требуется время для того, чтобы обязанности стали привычными и выполнялись машинально. Мы не сразу учимся новому, так и ребенок может пару раз забыть школьные принадлежности дома, зато он будет знать, что собирался сам, и сам же постарается позаботиться о том, чтобы этого не повторилось, а не начнет спрашивать с мамы. Только пробуя и ошибаясь можно чему-то научиться.

Пока обязанности не войдут в привычку, следите за их исполнением. О том, как контролировать выполнение обязанностей и о санкциях мы расскажем в следующей статье.

В. Провоторова, Е. Токарева