В настоящее время в психологии существует множество методов, которые используются при работе с детьми и подростками. О каких-то из них родители имеют представление, некоторые могут быть незнакомы и потому вызывают настороженность. Давайте вместе заглянем в «мастерскую» детского психолога: знакомство с основными методами работы приоткроет завесу тайны, поможет снизить естественный страх – «а что же ожидает моего ребенка на приеме у специалиста?» И прежде обратим свое внимание на метод, пользующийся последнее время особой популярностью.
Песочница в кабинете у психолога мало кого оставляет равнодушным. Выкрашенный изнутри в голубой цвет лоток с песком, полки, заставленные различными мелкими игрушками и природными материалами, нередко вызывают вопросы родителей: для чего необходим этот метод, действительно ли детям нравиться играть с песком, каким образом эта игра помогает справиться с проблемой?
Секрет заключается в самой структуре песка. Вспомните, с каким увлечением вы, будучи детьми, строили на песке различные фигуры, замки, города, мосты. Песочный мир всегда скрывал какую-то тайну, давал возможность разрушения и созидания, способность самому преображать окружающий мир, вызывал особые тактильные ощущения.
Впервые метод песочной терапии был применен еще в 1929г. английским детским психологом М. Ловенфельд. В дальнейшем метод начал осваиваться, усовершенствоваться и применяться в работе с детьми другими специалистами. В России данный метод стал использоваться сравнительно недавно. Но, несмотря на это, он живо привлек к себе внимание психологов и продолжает завоевывать популярность. И немудрено, ведь основой для работы здесь является естественный природный материал. Пластичность песка позволяет клиенту легко преобразовывать картины своего внутреннего мира, создавать новые образы, наиболее безболезненно справляться с проблемами.
Часто удается наблюдать, как в восторге замирает перед песочницей ребенок. Фигурки, расставленные на полках, завораживают. Маленькие дома, крошечные столы и стульчики, предметы быта, растения, миниатюрные фигурки людей, диких и домашних животных легко помещаются на ладошке. Один из плюсов данного метода заключается в том, что работа с песком не отталкивает ребенка, а наоборот, побуждает к действию. Это особенно актуально при установлении контакта с замкнутыми, стеснительными детьми. Таким ребятишкам гораздо легче что-то показать психологу на языке символов, чем рассказать о проблеме словами. К тому же символический язык гораздо ближе для любого ребенка, да и не всякому взрослому под силу выразить свои тревоги в словесной форме.
Как же происходит процесс песочной терапии? Ребенку дается возможность расположить на песке приглянувшиеся фигуры, создать свой мир. Тема композиции может быть задана психологом, а может быть свободной. Все зависит от поставленной задачи. Если есть цель, которой необходимо достигнуть в краткие сроки, то имеет смысл задать рамки. Так, подростку, который боится контрольной, можно предложить композицию на созвучную тему (соревнование, экзамен и т.п.). Если речь идет о долгосрочной работе, лучше предоставить ребенку свободу в выборе темы.
И вот перед психологом разворачивается отражение таинственного мира ребенка. Это может быть волшебный сад, где множество птиц прячется в ветвях деревьев, или поле боя, где сталкиваются две враждующие армии. Песок помогает детям придать форму своим мыслям и чувствам. Картина на песке передает актуальное состояние ребенка, дает специалисту понять, что творится в душе у маленького человечка.
Поддержка психолога, его вопросы помогают ребенку преодолеть проблему, разрешить ситуацию сначала в пространстве песочного лотка в символической форме, а затем и в реальной жизни. От встречи к встрече психолог имеет возможность наблюдать, как преобразуются картины на песке от хаоса к упорядоченности. Ведь в психике каждого человека заложены внутренние механизмы самоисцеления, а метод песочной терапии помогает высвободить заблокированную энергию, запустить процесс регенерации, восстановить утраченную психическую целостность.
Достоинства метода песочной терапии в работе с детьми неоспоримы, и все больше психологов стремятся к его освоению. Песочную терапию возможно использовать не только в индивидуальной работе, но и в работе с малой группой из четырех человек. Песочница хороша и для работы с парой. Это могут быть муж и жена, родитель и ребенок, брат и сестра, коллеги по работе. Метод может использоваться как сам по себе, так и чередоваться с игровой терапией и различными формами арт-терапии (работа с рисунком, глиной, бумагой).
Метод песочной терапии уникален, скажете вы. И будете правы.

В. Провоторова