Личное пространство. Часто ли родители задумываются о том, какую роль в развитии ребенка играет оформление его детской комнаты, уголка? А ведь настроение ребенка, его эмоциональное состояние часто зависит от того, насколько ему удобно, комфортно и приятно находиться в собственной комнате. Удовлетворенность собственным «мирком» отражается на желании ребенка учиться, на его жизненной активности и любознательности и соответственно на общем развитии навыков, талантов и характере. М. Осорина в своей замечательной книге «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» отмечает: «Забота о собственном месте в доме, тревога и раздражение, которые возникают у ребенка, когда он видит, что кто-то хочет занять его место, – это есть попытка обеспечить свое существование, утвердить факт своего существования в жизни». Поэтому лучше, если к организации детского пространства привлекаются профессионалы (дизайнеры, декораторы и психологи), которые помогут подобрать мебель (размеры и габариты), освещение, материалы (натуральность, экологичность) с учетом санитарно-гигиенических норм, и опираясь на психологические и физиологические потребности вашего ребенка.
Начнем с выбора детской зоны в доме. Не всегда возможно участие в этом самого ребенка, но объяснение малышу причины, почему он станет жить именно здесь, обязательно: «Твоя комната самая солнечная, светлая, теплая». Это делает ваше чадо полноправным и любимым членом семейства, учит ценить собственную комнату. А значит, он не будет поселяться с игрушками и книжками в вашей спальне или устраивать погром в гостиной!
При планировке детской комнаты я как декоратор учитываю два основных фактора: атмосферу в доме и индивидуальные особенности самого ребенка. Каковы отношения между членами семьи, есть ли общие увлечения, привязанности? Любовь семьи к путешествиям, домашним животным могут подсказать сюжет для оформления комнаты и наполнить дом атмосферой счастья и теплом.
При планировке детского пространства важно принимать во внимание характер ребенка, его физическое и эмоциональное здоровье. И тут не обойтись без психолога, который составит грамотный психологический портрет вашего дитя: определит психотип (меланхолик, флегматик, сангвиник, холерик), возрастные особенности сына или дочки, возможные психологические проблемы (страхи, неуверенность, одиночество и т.п.). Обстановка в комнате может не только создавать уют и хорошее настроение, но и нести оздоравливающую функцию. Например, роспись стен, штор, мебели унесет вашего малыша в любимую сказку, избавит от одиночества; обилие подушек, мягких игрушек создадут спокойную атмосферу для сна; сшейте сами вместе с ним любимых игрушечных героев – это обязательно сблизит вас, сюжетные светильники помогут побороть детский страх.
Выбор цвета также должен быть неслучаен. Подбирая определенные цвета, можно удовлетворить детские потребности, развить определенные качества. Очень живой и несобранный ребенок проявляет совершенно определенный интерес к красному цвету, но его избыток может привести к снижению внимания, сосредоточенности (ребенок, спящий лицом к стене с обоями, на которых нарисованы красные цветы, более раздражителен и неспокоен), в то же время розовый оказывает успокаивающее действие на детей. Ребенок, склонный к фантазии, к мечтательности, с открытой душой, но еще не способный к самостоятельным действиям, из всех цветов использует главным образом желтый. Малыш, предпочитающий зеленый цвет, подсознательно проявляет свою потребность в материнской любви.
При выборе фактур желательно учитывать, каковы любимые тактильные ощущения ребенка (кому-то ближе пушистые, а кому-то гладкие поверхности), какие материалы ассоциируются у него с понятием умиротворения, безопасности, и наоборот, вызывают раздражение.
В создании комфортности поможет рисунок-план самого хозяина детской комнаты. Пофантазируйте вместе с ним – эта игра пойдет на пользу обеим сторонам! Порой вещи, обычные для взрослого человека, для ребенка могут быть наполнены каким-то особым, важным для него смыслом.
Хотите помочь ребенку организовать и сохранить порядок? Распределите пространство функционально: рабочий стол, зона активного отдыха, спальное место. Скульптурными коврами и половым покрытием можно легко разграничить пространство на зоны, разное цветовое решение стен тоже поможет в этом. Уют создадут ширмы, которые и разделят пространство, и могут практично использоваться, например, ширма с подставками под цветы создаст зеленую зону, кармашки для разной мелочи привлекут к порядку. Забавные сюжетные вешалки и крючки вызовут желание воспользоваться ими, чтобы повесить свою одежду.
Каждый ребенок нуждается в творческом самовыражении, а любое детское творчество требует достойного оформления: для рисунков можно сделать рамки, для поделок – специальные полочки. Стимулируйте детское творчество своим вниманием, и ребенок ответит вам взаимностью! Благодаря уважительному отношению к детскому пространству вам легче будет сформировать у ребенка ответственность за свой мир – свою комнату.

Хельга ГРАММА