Человек заблокирован от переживания полноты любви в той степени,
в какой он разъединен со своим сердцем или своим младенчеством.
А. Лоуэн
Еще один метод работы психолога с детьми и подростками – телесно-ориентированная психотерапия и практическая психология. Это подход к нашему внутреннему миру через телесность. Если мы наливаем в прозрачный сосуд разного цвета жидкости, то он меняет свой цвет. Точно так же наши переживания и образ жизни откладывают отпечаток на нашем теле. Эти внешние «телесные» сигналы и являются для психолога отправной точкой психодиагностики и психокоррекции. Так, тяжелые конфликты с матерью могут вызвать замедление роста вторичных половых признаков у девочек, затрудняют идентификацию подростка. В то же время нарушения соматического характера, например энурез, тики, проходя, оставляют в глубине души те чувства, которые ребенок переживал по этому поводу. Стыд, страх переходят в общую неуверенность и тревогу, создают зоны чрезмерного психофизиологического напряжения в теле.
Соответствие проблем человека и его заболеваний определенным участкам тела и внутренним органам В. Баскаков, телесно-ориентированный психотерапевт, координатор международной программы «Культура телесности», называет «проблемной анатомией». Сердце – это наши чувства, руки – наши контакты с окружающими людьми, тазобедренная область – интимная сфера отношений, половая идентификация, ноги – наша опора, шея как «мост» между головой и телом – связь наших мыслей с нашими чувствами. Мудрость нашего тела, его взаимосвязь с нашими переживаниями отражена в языке: «не стоять на своих ногах» – быть несамостоятельным, нуждаться в поддержке, в помощи; «держать руки по швам» – дрожать, трепетать перед кем-либо; «держать сердце на кого-то» – сердиться, гневаться, таить обиду, злобу.
Младенцу ближе природа тела, свою злость он может выразить, топнув ногой или кинув игрушку, закричать, когда ему больно. Однако чем старше становится ребенок, тем меньше его внешние эмоциональные проявления. Сдерживаемые переживания ограничивают движения тела, образуя «мышечную броню», не позволяют действовать спонтанно. Затрудняется и процесс дыхания. «Дышит как заяц», – говорят о тревожном человеке.
Исследуя свое тело, можно найти кладовые «застарелых» переживаний. Где зародится любовь, если сердце заполнено обидой и разочарованием; как проявить доброту, если кто-то «сидит в печенках»? Подавлять чувства, отрицать их – «я ничего не чувствую» или выплескивать наружу? Стратегия телесно-ориентированной психотерапии – высвободить энергию для новых чувств и переживаний, актуальных для настоящего, через осознание – «мне сейчас так больно, что хочется закричать», «обидно так, что хочется разрыдаться».
Путем определенных телодвижений, а также касаний можно не только улучшить общее эмоциональное состояние (что достигается танцами, массажем и т.п.), но решить конкретные психологические проблемы, изменить привычную стратегию реагирования на трудности. Постепенно работая с дыханием, можно уменьшить тревогу и даже поднять самооценку!
Телесно-ориентированная психотерапия с детьми – это коллективные игры. Этот вид деятельности является естественным для ребенка. Малыш, играя, освобождается от физического и эмоционального напряжения, приобретает новый опыт отношений.
Занятия психотерапевта или психолога с подростками – это, в основном, работа с движением: совместная диагностика областей дискомфорта и напряжения в теле, изучение подростками собственной походки, своего способа «телесного» реагирования и собственных чувств и желаний: «А что, собственно, хочется?»
Стратегия телесно-ориентированного психотерапевта – «не ломать» привычное, а исследовать смысл проблемы человека, затем найти более комфортный и приемлемый способ удовлетворения его потребностей. Так, например, много лет назад ко мне обратился подросток, который был очень скован и неуклюж, стеснялся своего роста и горбился. Родители заставляли его заниматься спортом и следить за осанкой. От этого его психоэмоциональное напряжение только увеличивалось, физическая работа над телом не решала проблемы неуверенности, проблем общения (неумения строить отношения со сверстниками), его поза попросту отражала желание спрятаться, свернуться, сделаться незаметным. В результате совместной психологической работы подростку удалось проговорить недовольство собой, найти группу друзей, где он мог вести себя спонтанно. Осанка изменилась естественным путем. Сейчас от нескладного мальчишки не осталось и следа – это коммуникабельный интересный молодой человек.
Опыт работы со старшими школьниками на протяжении десяти лет показывает, что изучение не только своего характера, но и тела необходимо каждому на пути взросления. Как часто в погоне за модой девушки «третируют» свой организм диетами, парни – «истязают» себя физическими нагрузками! За этой чрезмерной уверенностью подростка в своих действиях скрывается неудовлетворенность своей внешностью и сильное психоэмоциональное напряжение. Психолог поможет юному человеку принять особенности своего организма, выработать индивидуальную программу коррекции, если необходимо, то совместно с другими специалистами (врачами, инструкторами по физической нагрузке и т.д.).
В психологическом центре «Меридиан А» разработаны специальные программы для детей и подростков по исследованию своего тела. Для взрослых проводится программа «Экспрессия тела». На тренингах вы научитесь снимать напряжение, наращивать силу, сможете развить легкость и свободу движений, а самое главное, изменить качество отношений с окружающими.
Помните – теплота нашей души передается через ПРИКОСНОВЕНИЕ. Для ребенка и подростка – это и рукопожатие, и дружеское объятие, и просто добрый и внимательный взгляд.Е. Токарева