В последнее время в системе образования все больше внимания уделяется профильному обучению. Во многих школах Советского района профильные классы существуют уже давно, а в каких-то планируются на будущий год. При грамотном подходе обучение в профильном классе должно помочь ребенку в выборе будущей профессии, облегчить подготовку в вуз. Но многих родителей и учеников волнует вопрос, не будет ли выбор ошибочным, как определиться, когда еще не решено, какой профессией хочется овладеть в будущем?
Выбор профиля, а в последующем, и будущей профессии, связан с наличием у ребенка определенных способностей, интересов и склонностей. Профильные классы призваны помочь ученику развить именно те способности, которые у него выражены, тем самым повысить стремление к учебе, развить уверенность в своих силах, в завтрашнем дне и сохранить здоровье. Результатом неверного выбора может стать снижение учебного интереса, увеличение психосоматических заболеваний и прочие неприятности. Поэтому родителю и ребенку важно сделать выбор осознанным, опираясь на внутренние потребности, а не полагаться на волю случая.
Школьникам, у которых развиты специальные способности (музыкальные, математические, художественные и др.), легче определиться с выбором. Если талант к музыке с детства – выбор будущей профессии известен. Для дальнейшего «продвижения таланта», поступления в колледж или вуз, необходим также общий уровень подготовки по основным предметам. А яркий талант, как правило, компенсируется средними способностями в других областях. Так, у юного поэта или художника могут возникнуть проблемы с математикой, химией, физикой. Не стоит ожидать от ребенка успехов во всех областях, постарайтесь помочь своему сыну или дочке справиться со сложными для него предметами, ведь для таких детей важно понимание, поддержка окружающих, прежде всего, близких.
Если ребенок справляется с программой, достаточно быстро усваивает инструкцию, длительно сохраняет работоспособность, то у него высокий уровень развития общих способностей. Такие дети обычно учатся на «отлично» по многим предметам, без особого труда поступают в вуз. Но у этих ребят могут быть сложности с выбором будущей профессии. Учиться им легко, все получается, многое нравится. А что же все-таки выбрать? Что ближе? Здесь многое зависит от того, какой вид деятельности более интересен: сфера общения с людьми, работа с техникой, а может быть, уход за животными или растениями? Рассмотрите совместно все плюсы и минусы будущей специальности, учтите такие факторы как психологическая и физическая нагрузка, оплата труда, возможность карьерного роста и прочие нюансы.
Бывает и так, что от ребенка со средними способностями родители и учителя ждут высоких достижений. Большие нагрузки, характерные для гимназий и специализированных школ, плюс амбиции мам и пап постепенно формируют у школьника негативное отношение к учебе, вызывают потерю интереса к жизни, раздражительность, хроническую усталость. Родителям очень важно помнить о том, что любая нагрузка должна быть по силам ребенку, не вредить его здоровью и не делать его несчастным. Помните: развить способности можно лишь до определенного уровня. Успевать по учебным предметам таким детям поможет усердие, трудолюбие, регулярные занятия. Задачей родителя здесь будет являться помощь ребенку в организации учебного процесса, это может быть совместное составление планов на неделю, поиск учебной информации, оформление рабочего пространства.
Ближе к выпускному классу ученики начинают задумываться о будущем. Выбор профессии – ответственный шаг и очень важно, чтобы подросток сделал его самостоятельно. Приведу пример из практики. Родители с сыном пришли на консультацию. Их беспокоило отсутствие у школьника каких-либо интересов, негативное отношение ко многим предметам, сниженное настроение, раздражительность. Оказалось, что родители ожидали от ребенка в будущем совсем не то, о чем мечтал он сам. Актер в душе готовился к поступлению на физико-математический факультет. Боязнь не оправдать родительских надежд мешала проявить собственные интересы. К счастью, родители смогли осознать, что мешают ребенку совершить свой собственный выбор. Принятие особенностей подростка помогло ему обозначить свои потребности. В результате он поступил в Театральный институт и сейчас с удовольствием учится и занимается любимым делом.
Колебания в выборе также могут порождать свои проблемы. Так, снижение мотивации к учебе, жалобы на снижение работоспособности и плохое здоровье привели выпускницу 11-го класса к психологу. При исследовании проблемы выяснилось, что причиной негативного состояния явились сомнения в выборе профессии. Девушку привлекали такие разные профессии, как бухгалтер и художник. Выручил выбор смежной профессии. В специальности веб-дизайнера соединились работа со строго структурированной системой и активное использование творческих ресурсов.
Помогите своему ребенку расставить приоритеты, что для него важнее – занятие интересным делом, престижность профессии или деньги, что сделать, чтобы получить и то и другое? Выбор профессии – один из важных шагов в жизни каждого человека. Пусть этот выбор будет правильным.

Н.В. Грешнова