В реальной жизни любой поступок человека имеет свои последствия. Если кто-то не захотел идти на работу, то его ждет «выговор», лишение премии, а может быть даже потеря работы. Осознание и прогнозирование последствий наших действий помогает нам принять правильное решение и избежать неприятностей. Этот принцип реальности каждый из нас усваивает с детства.

Что же происходит с теми детьми, которым все, как говорится, «сходит с рук». Их часто характеризуют как «неуправляемых». Любое ограничение воспринимается ими как жизненная трагедия. Родители, движимые желанием быть «хорошими» всегда и во всем, оказывают своему сыну или дочери медвежью услугу. Санкции необходимы для того, чтобы ребенок соблюдал требования взрослых, выполнял свои обязанности (домашние, учебные и другие) и в результате – был более приспособлен к окружающему.

Одно и то же наказание может оказать на детей разное влияние. Для одних значимо лишение каких-либо удовольствий, для других – отсутствие похвалы, для третьих – плохое настроение родителей. Наказание всегда индивидуально. В своем воспитательном арсенале родители отмечают чаще всего следующие виды наказаний: запрещают ребенку гулять, играть на компьютере, общаться с друзьями, отказывают в новой покупке, в совместном отдыхе, заставляют убирать квартиру, мыть посуду, сидеть с братом или сестрой. У каждого свои излюбленные наказания. К сожалению, данные ограничения однообразны и часто не связаны с проступком ребенка.

Предлагаем вам некоторые принципы в формулировании санкций:

– Применяйте к ребенку санкции, которые логически связаны с проступком, например: «Расшатываешь стул, постой». Вывод ребенка: «Я раскачиваю стул, значит, лишаюсь права сидеть на нем».

– Можно предложить самому ребенку оценить свой проступок и определить наказание для себя.

– Старайтесь, чтобы интенсивность и тяжесть санкций были пропорциональны проступку – этим мы учим ребенка различать простые трудности и катастрофы.

– Выражайте санкции неэмоционально, в вежливых терминах и основываясь на фактах.

– Говорите о плохом поведении, а не плохом ребенке; не сравнивайте с другими; не обвиняйте; не стыдите и не позорьте; избегайте чтения моралей и лекций о поведении.

– Для детей-дошкольников наказание должно сразу следовать за проступком. Для старших детей наказание может быть отсрочено на некоторое время, однако об этом ребенок должен быть предупрежден.

Не исключено, что все эти премудрости вам знакомы: «Ничего нового, – скажете вы, – говорил, делал, и ничего не изменилось». А вот тут важна последовательность воспитательных воздействий. И упорство! Дети очень хорошие психологи и тонко чувствуют слабые места взрослых, нашу непоследовательность и ощущение бессилия.

Однако важно не переборщить. Необходимо различать санкции и наказания, вызванные всплеском негативных эмоций, часто не связанных с конкретным поступком ребенка, несоразмерные ему. Они унижают ребенка, разрушают его личность, провоцируют ненависть, озлобленность. Постоянные наказания отталкивают ребенка от человека, который его наказывает.

К нам на прием пришла мама с 12-летним школьником. Ее жалобы заключались в том, что сын, послушный во всем дома, в школе бьет более слабых одноклассников, отбирает деньги у малышей, хамит учителям. В последнее время стал обманывать родителей, появились прогулы в школе. Мать в недоумении, переполнена переживаниями: «У нас приличная семья и все такое?!…». Послушания она добивалась запугиванием сына, предъявляла жесткие бескомпромиссные требования, нередко применяла физическое наказание. Боязнь наказания очень часто не останавливает ребенка перед очередным запретом, лишь заставляет его учиться изворачиваться и обманывать взрослых.

Физическое наказание ребенка неприемлемо. Сами родители часто признаются, что поднимают руку на сына или дочь от бессилия, когда все воспитательные меры исчерпаны и переполнена чаша терпения. И только некоторые из них отстаивают свою правоту: «Меня тоже наказывали – и на пользу пошло», – скрывая за этим собственную обиду на родителей.

Как же родителю справиться со своими негативными чувствами и использовать родительский гнев в качестве конструктивного воспитательного приема, не унижая при этом личность ребенка? Об этом в нашей следующей статье.

В заключение хочется напомнить, что важно не только применять санкции за проступки ребенка, но и поощрять его в успехах и любых начинаниях. Иногда это оказывается более действенным средством.

В. Провоторова, Е. Токарева