Лето – пора отдыха, однако для будущих первоклассников и их родителей это напряженный и волнительный период. На встрече родительского клуба, которую мы оптимистично назвали «Я хочу идти в школу», родителей дошкольников тревожило много вопросов. В какой класс отправить ребенка, в гимназический или общеобразовательный? Осилит ли ребенок школьную нагрузку, если он часто болеет? Как сложатся его отношения с одноклассниками? Как отнесется к нему первая учительница, будет ли она объективна и справедлива к ребенку? Что делать, если у ребенка и педагога «психологическая несовместимость»? Стоит ли ходить на подготовительные занятия и тренировать ребенка перед школой?

Начало обучения – один из наиболее трудных и ответственных моментов в жизни детей. Школа – это мир, который таит много интересных открытий. У ребенка появляются новые возможности: почувствовать себя взрослее, проявить себя в разных видах деятельности, завести новых друзей и многое другое. При этом возрастает объем физических, интеллектуальных и эмоциональных нагрузок, меняется привычный режим дня.

И действительно, при поступлении в школу вашего сына или дочь могут ожидать трудности. Как определить, готов ли ребенок к школе, справится ли он с этими изменениями? Прежде всего проверьте, готов ли ваш ребенок к учебе. Может ли он самостоятельно выполнить небольшое задание, скопировать несложную картинку, знаком ли он с алфавитом, умеет ли читать по слогам, знает ли разницу пропорций (большой – маленький; высокий – низкий), какой у него запас слов. Однако одних умений и знаний недостаточно. Говорит ли ваш ребенок о своем желании пойти в школу, на что он больше настроен – на игру или на обучение? Необходима психологическая и эмоциональная готовность к школе. Ведь меняется личностная позиция ребенка – он становится школьником. К нему уже никто не будет относиться как к беззаботному малышу.

Важно не только подготовить сына или дочь к школе, но и правильно выбрать учебное учреждение, которое будет соответствовать возможностям, способностям и интересам ребенка. Так, уровень обучения в гимназии требует дополнительной работы по развитию познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферы дошкольников. Здесь трудности подстерегают «медлительных» детей, общий темп деятельности гимназического класса им оказывается недоступен, особенно на начальном этапе.

По состоянию здоровья не все ребятишки могут вынести тяжелую нагрузку, такую как в школах с углубленным изучением иностранного языка и других предметов. Такие дети будут чувствовать себя более успешными в общеобразовательной школе.

Очень важно, чтобы у ребят-дошколят были позитивные представления о школе. Бывает, родители пугают ребенка: вот пойдешь учиться, там тебе покажут, что значит дисциплина. Или выражают свое негативное отношение к школе, навязывают малышу свои негативные воспоминания, связанные со школьными годами. Такими рассуждениями можно испугать ребенка и вызвать у него отвращение перед школой. Как же сформировать положительное отношение? Необходимо поддерживать игры детей в школу. По возможности, познакомить ребенка с будущей учительницей, провести экскурсию по зданию школы и классной комнате. Тревожных и замкнутых детей, испытывающих трудности в общении, важно познакомить со сверстниками, которые идут в эту школу, тогда им легче будет адаптироваться в школьном коллективе. Ребенок вступает в новые отношения, очень многое зависит от того, насколько он владеет навыками конструктивного общения.

Психологи и педагоги помогают дошкольникам подготовиться к учебе, а первоклассникам – адаптироваться к начальной школе, скорректировать возникшие отклонения как в сфере учебной деятельности (низкий самоконтроль, неустойчивое внимание, гиперактивность или медлительность и т.д.), так и в сфере межличностных отношений (конфликтность, отверженность со стороны одноклассников).

Немаловажным в успешности обучения ребенка-первоклашки является ваше собственное настроение. Решайте проблемы по мере их возникновения, сохраняйте позитивный образ будущего вашего ребенка. «Не волнуйся мама, все будет хорошо!» – сказал один из наших маленьких клиентов – будущий первоклассник.

В. Провоторова, Е. Токарева